← Предыдущая Следующая →
0
906
Осада Фамагусты в XVI веке

 1489 года Кипр находился под властью венецианцев. Султан Селим II направил им послание, в котором требовал сдать остров. Венецианцы ответили отказом и начали готовиться к турецкому нашествию.

На тот момент только у Фамагусты была полноценная крепость. Лимассол, Пафос и Керинию защищали небольшие форты, стены Никосии еще даже не были достроены.

Северный Кипр. Историческая часть Фамагусты.
С одной стороны – бухта, с другой готический собор.

full_XJw1ChZI

В нем когда-то короновались кипрские короли… Знал собор величие, славу и боль. Сюда жители Фамагусты устремлялись в надежде, что «минует чаша сия»… 

Видел собор и царствование Лузиньянов, и венецианское владычество, и, наконец, вторжение османов в 1570 году… Пущенные захватчиками пушечные ядра разрушили прекрасные колокольни храма.

Многое могли бы вспомнить и крепостные стены. Если бы камень мог говорить, он описал бы картину, от которой холодеет кровь: в море, куда ни кинешь взгляд – корабли неприятеля. Всюду огонь, пушечная стрельба… В самой Фамагусте – гнетущий страх… А еще сила духа, которая помогает жителям города почти год выдерживать осаду.

Камень молчит, но говорят записи и донесения очевидцев. На их основании мы и можем судить о событиях, вошедших в историю как осада Фамагусты – отчаянно героическая, ведь к тому времени весь остров уже был завоеван османскими войсками. Непокоренной осталась только Фамагуста.

В состав Венецианской республики Кипр вошел в 1489 г. Владеть островом было очень выгодно с экономической точки зрения. Все дело в его географическом расположении. Очень удачном. Здесь пересекались торговые пути между Азией, Африкой и Европой. Кроме того на острове производился хлопок и сахар. Само собой, идея отхватить такой лакомый кусочек была очень соблазнительной для османов. 

Известна даже дата, когда Селим II (сын Сулеймана Великолепного и Роксоланы) решился, наконец, воплотить в жизнь задуманное. 1568 год. Война с Габсбургами на тот момент прекратилась, и султану уже ничего не мешало вплотную заняться островом. Не смущало правителя даже существование мирного договора с Венецией. Повод нарушить его нашелся легко. Мол, когда-то (очень непродолжительное время в 7 веке) Кипр был «землей ислама». А раз был, значит должен снова им стать. К началу 1570 года приготовления османов к военным действиям были настолько очевидными, что Большому совету Венецианской республики пришлось признать: «Да, война неизбежна». На Кипр спешно выслали подкрепление (недостаточное как покажет время).


Начало военных действий

1 июля 1570 года османский флот подошел к берегам Кипра. Неподалеку от Ларнаки войско высадилось и двинулось в сторону Никосии.

Во главе армии стоял Лала Мустафа-паша. 

Венецианские командующие военных гарнизонов Кипра к тому моменту так и не определились со стратегией защиты. Решили в укрепленных городах ждать помощи от Венецианской республики.

7 недель войско султанской Турции осаждало Никосию. 9 сентября османы ворвались в город.

В живых оставили только женщин и детей, для того чтобы обратить их в рабствоВозглавлявший оборону столицы Николо Дандоло был обезглавлен.

Османы отправили командующему военным гарнизоном Фамагусты Маркантонио Брагадину письмо: «Никосия палаВсе порублены. Сдавайтесь, чтобы мы могли отпустить вас на ваших кораблях в земли христиан. Иначе мы убьём всех: и взрослых и детей»Жители Фамагусты письму не поверили, ведь Никосия была гораздо лучше укрепленачем их собственный городНо следующее послание отбросило все сомнения. Османы прислали им голову Дандоло.

Фамагуста ответила отказом, в то время как крепость Кирения сдалась без сопротивления


Начало осады

Осада Фамагусты началась 15 сентября 1570 года. На защиту города могло стать не более 8500 человекСилы противника превышали осажденных не то в 10, не то в 20 раз (по разным оценкам османская армия насчитывала от 80 до 200 тысяч солдат).

Оборону Фамагусты возглавили Маркантонио Брагадинсемидесятилетний капитан военного гарнизона Пафоса Лоренцо Тьеполо и последний губернатор венецианского Кипра генерал Асторре Бальони. 

Установить полную блокаду города у османов не вышло. Попросту не хватило кораблей. Поэтому первое время венецианцы прорывались к осажденным, «неся им надежду и воодушевляя». 

Взвесив все за и против, великий визирь Османской империи Мехмед-паша предпринял попытку возобновить мир с ВенециейПредложил республике сохранить торговую базу в Фамагусте, за османами оставить всю остальную территорию Кипра. Призыв к миру Венеция отвергла.


Первый штурм

Османы избрали тактику подкопов. Принялись засыпать землей окружающие город рвы (шириной от 12 до 15 футов). В радиусе трех миль выкопали масштабную сеть окопов. По туннелям планировали приблизиться к крепостным стенам и подорвать их. В пределах досягаемости артиллерии военного гарнизона ФамагустыЛала  Мустафа-паша приказал построить временные крепости из тюков хлопка, мешков земли и дерева.

21 июня 1571 года в шахте, прорытой под башней Арсенала, турки заложили порох. Взрыв проделал брешь в стене. Османы бросились в атаку. Всего было 5 или 6 попыток прорваться в город. Все безрезультатно. Мощный залп из крепостных орудий вынудил нападавших отступить.

Следующий день принес осажденным надежду – в гавань Фамагусты вошел венецианский фрегат. Как покажет время, это была последняя помощь Венеции.


Второй штурм

Через 8 дней раздался еще один взрыв – теперь уже в подкопе под башней Равелин. Новая брешь и новая попытка овладеть городом. Штурмом лично командовал МустафаПосле 6 часов непрерывных боев османам снова пришлось признать поражение.

Во время атаки за спасение города молился епископ ЛимасолаЧерез несколько дней он от имени жителей Фамагусты обратится к Брагадину с просьбой капитулироватьНа что Маркантонио сказал: «Давайте сражаться и верить, что помощь подоспеет…»


Третий и четвертый штурм

Теперь Мустафа-паша меняет тактику8 июля размещает все орудия у южных стен города. Велит вести непрерывный обстрел этого участка.

9 июля бой возобновляетсяНа протяжении 6-часового штурма защитники удерживали османов в четырёх местахМощь одной из атак вынудила осажденных взорвать порох, заложенный под башней Равелин. Это отбросило османов. Взрыв забрал жизни и нападавших (около 1 тысячи), и защищающихся (100 человек).

Четвертый штурм пришелся на 14 июляОсманские отряды ударили по Сухопутным (Лимасольским) воротам городаИ снова жители Фамагусты проявляли чудеса мужества… За спинами проливающих кровь защитников города молились священники, женщины заделывали многочисленные бреши камнями, носили воду, помогали раненым. Во время ожесточенного боя губернатор Кипра Бальони вырвал из рук османского солдата вражеский штандарт.

15 июля в районе Арсенала османы подорвали еще один подкоп. Но бой вести не стали. Вместо этого Мустафа-паша приказал солдатам поднимать уровень окопных насыпей.


Последний штурм

В Фамагусте отчаялись ждать помощь. Ряды защитников безвозвратно редели. Их силы были на пределебоеприпасы на исходеОсажденные страдали от голода. Свидетель тех событий вспоминал: «…приходилось есть кошек, собак, лошадей, ослов, мышей и других нечистых животных».

Горожане просили Брагадина сдаться, если турки пощадят целомудрие их жён и безопасность детей. На что командующий ответил: «Помощь обязательно придёт». Сам же немедля отправил фрегат к венецианцамЭта мольба о спасении была последней. Письмо датировано 19-ым июля.

Через 4 дня в город прилетела стрела с запиской от Мустафы. Глава османской армии предлагал осажденным капитулировать под его честное слово. Защитникам и жителям города будет сохранена жизньГлава Фамагусты Вальдерио призвал защитников сдатьсяСо слезами на глазах (как утверждал сам Вальдерио) Брагадин умолял граждан Фамагусты сохранить верность ВенецииЧерез три дня горожане снова будут просить командующего гарнизоном сложить оружие и вновь уйдут ни с чем.

Тем временем османы подрывают заряды, заложенные в подкопах вдоль южной стены. Через новые бреши еще три раза –  29, 30 и 31 июля –пытаются ворваться в город. После шестого штурма в живых остались что-то около девяти сотен защитников. Седьмой штурм выжившие назовут ужаснейшим...

 

Венеция молчит и защитники, наконец, теряют последнюю надежду. 1 августа Брагадин принимает решение сдать город. Был поднят белый флаг. Той же ночью во вражеский лагерь отправился гонец. Для Маркантонио было важно как можно скорее передать послание. Необходимо было избежать новых жертв.

Итак, если Фамагуста покорится, паша гарантирует ее защитникам безопасную эвакуацию на Крит. Горожане могут или срочно уехать, или сделать это в течение двух летУсловия капитуляции заверены печатью султана и личной подписью Лала Мустафы-паши. В течение следующих трёх дней полным ходом идет подготовка к эвакуации.

5 августа состоялась церемония передачи османам ключей от города. Мустафа-паша вел себя любезно. Поначалу. Потом посыпались обвинения. Якобы Брагадин убил мусульманских паломников, чья безопасность была им гарантированаГлава обороны Фамагусты все отрицал. После чего заметил, что паша ищет предлог для мести. «И ведь есть за что, – продолжал Маркантонио, – в течение многих месяцев горстка моих солдат удерживала 200-тысячное турецкое войско». И тогда в руке Мустафы блеснул кинжал и тут же Брагадин лишился ухаСвоим подручным паша приказал вырвать ноздри несчастному и отрезать ему оставшееся ухо. Губернатор Асторре Бальони упрекнул военачальника османской армии в нарушении условий капитуляцииза что тут же поплатился жизнью. Началась резня и через считанные минуты у шатра Мустафы оказалось 350 отрубленных голов защитников Фамагусты, поверивших его слову.

Убили даже Лоренцо Тьеполо. А ведь, говорят, венецианец и паша когда-то были друзьями. 

Жителей Фамагусты Мустафа пощадил. Объяснялось такое «милосердие» просто – османам не нужны были пустые колонии.

Мучения Брагадина на этом не закончились. Впереди его ждали две недели ужасных пыток. Но и этого Мустафе показалось мало. С Маркантонио живьем содрали кожу. 

Посмотреть на казнь мученика согнали уцелевших жителей Фамагусты, которую он так самоотверженно защищал. Из кожи казненного смастерили чучело и возили его верхом на осле по улицам города. Позднее кожу Маркантонио вместе с головами других казненных военачальников Лала Мустафа-паша лично преподнес султануСудьба голов неизвестна. А вот останки Брагадина, согласно уверениям его потомков, удалось из Стамбула вывезти и захоронить в Венеции.

Одиннадцатимесячная осада Фамагусты стоила туркам очень дорого. Армия потеряла около 50 000 человекЧуть позднее обессиленное войско потерпело сокрушительное поражение в битве со Священной лигой (коалиция католических стран) при Лепанто. 

После этого сражения кануло в лету влияние османов на море. Тем не менее, вплоть до 20 века Кипр будет оставаться под властью Турции.

 

Автор: Злата Карапыш

Теги: Крепость Замок Достопримечательности Северный Кипр Фамагуста Города
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение